Анализ работы методического объединения

учителей иностранного языка

ГУО «Средняя школа № 4 г. Ивацевичи»

за 2021/2022 учебный год

 

В 2021/2022 учебном году в составе методического объединения учителей иностранного языка работало 14 учителей:

Бондаренко Ирина Анатольевна – руководитель методического объединения учителей иностранного языка, первая квалификационная категория;

Погудо Наталья Михайловна – высшая квалификационная категория;

Сорока Светлана Леонидовна – квалификационная категория «учитель-методист»;

Колесникович Инна Сергеевна – высшая квалификационная категория;

Кузьмина Ольга Алексеевна – высшая квалификационная категория;

Колесникович Ольга Юрьевна – высшая квалификационная категория;

Грыпич Наталья Александровна – высшая квалификационная категория;

Сазончик Анна Владимировна – высшая квалификационная категория;

Янущик Евгения Сергеевна – первая квалификационная категория;

Молош Татьяна Александровна – первая  квалификационная категория;

Рогачева Оксана Юрьевна – первая квалификационная категория;

Чечун Виктория Владимировна – вторая квалификационная категория;

Гастевич Анна Александровна – вторая квалификационная категория;

Кот Мария Викторовна – вторая квалификационная  категория;

Анализ кадрового состава педагогов:

Общее количество педагогов методического объединения – 14 учителей.

Количество педагогов с высшим образованием – 14.

Количество педагогов, имеющих среднее специальное образование – 0.

Учитель-методист – 1.

Количество педагогов с высшей квалификационной категорией – 6.

Количество педагогов с первой квалификационной категорией – 4.

Количество педагогов со второй квалификационной категорией – 3.

Количество педагогов без категории – 0.

 

Методическая тема, над которой работало МО в этом учебном году:

Совершенствование профессиональной компетентности учителей иностранных языков по использованию технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе.

Цель работы  методического объединения учителей иностранного языка была следующая:

Создание условий для совершенствования профессиональной компетентности педагогов иностранного языка, способствующих повышению качества образования учащихся через использование технологии визуализации учебной информации в современном образовательном процессе.

В 2021/2022 учебном году МО учителей иностранного языка работало над выполнением поставленных задач:

1. Углубить знания по актуальному вопросу содержания образовательного процесса по учебному предмету «Иностранный язык».

2. Развивать предметно-методические компетенции учителей иностранного языка.

3. Обеспечить применение технологии визуализации учебной информации в образовательном процессе.

4. Создать условия для обеспечения педагогами интенсификации обучения, активизации учебной и познавательной деятельности, формирования критического и визуального мышления.

 

В течение  2021/2022 учебного года деятельность методического объединения учителей иностранного языка строилась в соответствии с планом методической  работы школы.

Основные направления и формы, используемые в работе МО:

- языковые практикумы;

- творческие отчёты учителей;

- круглые столы;

- заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания обучающихся;

- совещания и семинары разного уровня по учебно-методическим вопросам;

- доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания;

- проведение предметной декады;

- олимпиады;

- взаимопосещение уроков

                                  Инновационная деятельность МО:

- использование методов и приемов технологии визуализации;

- использование компьютерных технологий;

- использование тестирования на уроках;

- использование презентаций на уроках;

- использование интегрированных форм и методов обучения;

- использование страноведческого  материала на уроках (из сети Интернет).

                           

     На протяжении 2021/2022 учебного года МО проводило учебно-воспитательную и методическую работу. За год были проведены четыре заседания:

1. Нормативное правовое и учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по иностранному языку в 2021/2022 учебном году в соответствии с современными требованиями.

2. Развитие иноязычной коммуникативной компетенции учащихся посредством создания логико-смысловых моделей на уроках иностранного языка как одного из приёмов визуализации в образовательном процессе.

3. Реализация воспитательного потенциала современного урока иностранного языка.

4. Особенности использования материалов единого информационно-образовательного ресурса в образовательном процессе по учебному предмету «Иностранный язык».   

 Заседания МО проводились с использованием разнообразных форм: инструктивно-методическое совещание, семинар-практикум, семинар- обмен опытом, конференция.

     Для решения проблем, возникающих в практической деятельности учителей, актуальным было обсуждение следующих вопросов:

1. Нормативное правовое и научно-методическое обеспечение организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования по учебному предмету «Иностранный язык».

2. Планирование работы методического формирования учителей иностранного языка на 2021/2022 учебный год.

3. Содержание и организация методической работы с учителями иностранных языков в 2021/2022 учебном году.

4. Работа с учащимися:

- районная исследовательская конференция «Дети. Творчество. Интеллект».

- I, II, III этапы республиканской олимпиады по иностранным языкам для учащихся 9 – 11 классов;

- районная олимпиада по иностранному языку для учащихся 4 – 8 классов;

- международный конкурс по иностранному языку «Лингвистёнок – 2022»

5. Средства обучения для учащихся 10-11 классов с повышенным уровнем изучения иностранного языка и используемые технологии.

6. Информационно-коммуникационные технологии и электронные средства обучения в образовательном процессе.

     Работа методического объединения осуществлялась по следующим направлениям:

- участие педагогов в различных вебинарах, семинарах, конкурсах, конференциях;

- подготовка и прохождение аттестации учителей, повышение квалификационной категории;

- подготовка и участие учащихся в школьных, районных и республиканских олимпиадах по иностранному языку, конкурсах, в исследовательской работе, выставках, конференциях различного уровня и анализ результатов;  

- знакомство с новинками учебно-тематической литературы;

- повышение педагогического мастерства учителей, обсуждение интересных материалов, пройденных на курсах повышения квалификации преподавателей в 2021/2022 учебном году;

- подготовка учащихся 11-х классов к выпускным экзаменам;

- вопросы преемственности в обучении.

С целью улучшения и развития образовательного и профессионального уровня учителя повышали свою квалификационную категорию. В этом учебном году 24 мая 2022 г. была присвоена высшая квалификационная категория Сазончик А.В.

С целью популяризации педагогического опыта учителей школы в 2021/2022 учебном году учитель-методист Сорока С.Л. приняла участие в следующих мероприятиях:

04.09.21 «Международная ярмарка социально-педагогических инноваций» г. Иваново. Мастер-класс «Использование современных образовательных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности»;

 30.09.21 Выступление на пленарном совещании «Использование тематических опорных диалогов для повышения мотивации к изучению английского языка на III cтупени общего среднего образования»;

02.11.21 Мастер-класс в Брестском областном институте развития образования «Личностно-ориентированный, коммуникативно-когнитивный и компетентностный подходы в образовательном подходе по иностранному языку»;

24.02.22 Мастер-класс «Эффективные приемы управления иноязычной коммуникативной деятельностью учащихся» СШ № 4

18.05.21 Мастер-класс в Брестском областном институте развития образования «Совершенствование коммуникативной компетенции и развитие качеств поликультурной личности  при освоении национального компонента  иноязычного общения»;

18.06.22 Участие в семинаре клуба «Хрустальный журавль» в г.п. Озёра Гродненской области на берегу оз. Белое, посвященном 15-летию клуба.

     Неотъемлемой частью повышения уровня развития  профессионального мастерства педагогов МО является их участие в научно-практической конференции  и в заседаниях районного методического объединения учителей иностранного языка, а также прохождение курсов повышения квалификации по предмету. 

 В этом учебном году учителя повысили свой профессиональный уровень в Брестском областном институте развития образования:

        с 24.01.2022 по 28.01. 2022 – Бондаренко И.А.

с 14.03.2022 по 19.03.2022 – Гастевич А.А

с 22.11.2021 по 02.12.2021 – Кот М.В. (удалённая форма)

с 20.09.2021 по 24.09.2021 – Рогачёва О.Ю.

с 22.11.2021 по 26.11.2021 – Кузьмина О.А.

с 17.01.2022 по 21.01.2022 – Сазончик А.В. (МГЛУ)

     Приведённые данные свидетельствуют о наличии определённого опыта работы, профессиональной квалификации, а относительно «молодой» возраст учителей иностранного языка благоприятно сказывается на способностях педагогов к переосмыслению и переоценке задач профессиональной деятельности в современных условиях.

 

Анализ использования материально-технической базы учебных                                                                                            кабинетов

    Большую роль в работе учителя играет кабинет, имеющий учебно-методическую базу. В каждом кабинете имеется паспорт, где  указано развитие его материально-технической базы. В школе работает 7 кабинетов иностранного языка, оснащением которых занимаются заведующие Погудо Н.М., Молош Т.А., Бондаренко И.А., Сазончик А.В., Кузьмина О.А., Чечун В.В. Почти все кабинеты  оборудованы компьютерами, телевизорами и выходом в Интернет, что позволяет организовать учебный процесс на высоком современном  уровне. Однако, не оснащены телевизорами кабинеты Чечун В.В. и Сороки С.Л. В каждом кабинете иностранного языка в компьютере находится база для накопления материалов, необходимых для работы учителю в виде папки по разделам на рабочем столе. Здесь же учитель помещает и материалы из своего личного опыта. Кабинеты иностранного языка постоянно обновляются методическим, дидактическим и раздаточным материалами, которые используются учителями не только на уроке, но и во внеклассной работе, исследовательской деятельности, а также для подготовки к ЦТ и сдаче обязательного выпускного экзамена по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Учитель Молош Т.А. укрепила материально-техническую базу кабинета (была обновлена мебель).

     На сайте школы размещён блог методического объединения учителей английского языка, который регулярно пополняется материалами из опыта работы учителей.

     Основными формами работы по повышению педагогического мастерства являются:

- участие педагогов в заседаниях методического объединения по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;

- совещания и семинары по учебно-методическим вопросам;

- доклады, сообщения и дискуссии по методикам обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;

- «открытые» уроки и внеклассные мероприятия по предмету;

- проведение предметной декады в соответствии с графиком предметных декад школы;

- изучение приоритетных технологий обучения;

- работа над методической темой по самообразованию;

- взаимопосещение уроков;

- изучение опыта работы коллег;

- прохождение курсовой подготовки;

- посещение семинаров районного методического кабинета.

     Особое место в работе по повышению профессиональной компетентности кадров занимает  самообразование  учителей. Всеми педагогами были выбраны темы по самообразованию, работа над которыми велась весь учебный год:

№ п/п

Ф.И.О.

Тема по самообразованию

1.

Колесникович О.Ю.

Активизация речевого взаимодействия учащихся по средствам использования парной и групповой форм работы на уроках английского языка

2.

Сорока С.Л.

Использование тематических опорных диалогов для повышения мотивации к изучению английского языка на II и III ступенях общего среднего образования

3.

Погудо Н.М.

Использование ИКТ на уроках немецкого языка в 10-11 классах

4.

Молош Т.А.

Работа в группах, парах на уроках английского языка

5.

Чечун В.В.

Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку

6.

Бондаренко И.А.

Коммуникативное обучение английскому языку

7.

Гастевич А.А.

Использование информационных технологий на уроках иностранного языка

8.

Янущик Е.С.

Формирование речевой компетенции на уроках иностранного языка на II ступени обучения

9.

Кузьмина О.А.

Развитие познавательного интереса и активности у учащихся на уроках английского языка посредством применения эффективных методов и приёмов на II ступени  общего среднего образования.

10.

Сазончик А.В.

Формы  и методы работы на уроках английского языка по  развитию коммуникативной компетенции учащихся

11.

Грыпич Н.А.

Использование кейс-технологии на уроках английского языка

12.

Кот М.В.

Игровые технологии на уроках английского языка

13.

Рогачёва О.Ю.

Применение интерактивных технологий на уроках иностранного языка как средства повышения мотивации учащихся к изучению предмета

 

Результатом работы являются открытые уроки, выступление перед коллегами на заседаниях методического объединения и педагогических советах.

     Кузьмина О.А., Сорока С.Л., Погудо Н.М., Колесникович О.Ю. Янущик Е.С. приняли  участие в работе жюри районной олимпиады по иностранному языку и районной научно-практической конференции.

     Учителя ведут работу с одарёнными учащимися с целью развития и достижения высоких результатов в районных, областных, республиканских олимпиадах и научно-практических конференциях.

     Проведение факультативных, стимулирующих и поддерживающих занятий позволяет предупредить и преодолеть пробелы в знаниях учащихся. Лучшие учащиеся принимают участие в школьных и районных олимпиадах среди 5-11 классов, где имеют свои достижения. Учителя организуют и проводят платные занятия по иностранному языку в 1-7 классах с целью выявления и повышения интереса учеников к изучению иностранного языка, а также преодоления трудностей по предмету.

     Все желающие учащиеся 3-11 классов принимают участие в республиканском конкурсе «Лингвистёнок», который проводится для того, чтобы развить способности и поддерживать интерес учащихся к иностранному языку.

     Ежегодно наши учащиеся выступают на научно-исследовательских конференциях «Дети. Творчество. Интеллект». В этом учебном году были представлены  пять  исследовательских работ. Результаты следующие:

Колесникович О.Ю.            (2 место)

Погудо Н.М.                         (2 место)

Чечун В.В.                            (2 место)

Бондаренко И.А.                  (3 место)

Грыпич Н.А.                         (3 место)

     Учащиеся нашей школы приняли участие в районной олимпиаде по иностранному языку. В 2021/2022 учебном году победителями второго этапа по английскому языку стали:

1. Чечун Ксения                    4 кл.      1 место    (уч. Чечун В.В.)

2. Домась Элиза                    5 кл.      3 место   (уч. Молош Т.А.)

3 .Колесникович Иван          6 кл.      1 место  (уч. Колесникович  О.Ю)                                                                                 

4. Ильницкий Алексей          6 кл.      3 место  (уч. Колесникович О.Ю.)

5. Якута Софья                      7 кл.      1 место   (уч. Сорока С.Л.)

6. Калиновская С.А.              7 кл.      3 место   (уч. Колесникович  О.Ю.)

6. Титок Алина                      8 кл.      2 место    (уч. Колесникович О.Ю.)

7. Савельев Тимофей            10 кл.    1 место    (уч. Сазончик А.В.)

 

Победители по немецкому языку:

Мискевич Диана                    10 кл.    1 место( районная )

 (Учитель Погудо Н.М. )                      Диплом 1 степени (областная)

                                                                Диплом 3 степени(республик.)

1.Бинковский Егор                4 кл.    3 место     (уч.Янущик Е.С.)

2.Струневский Иван              5 кл.    1 место     (уч.Янущик Е.С.)

3.Нахват Александр              7 кл.     1 место     (уч.Янущик Е.С.)

4.Мискевич Доменика          9 кл.     1 место     (за 9кл.)  (уч.Янущик Е.С.)

                                                             2 место    (за 10 кл.) (уч.Янущик Е.С.)

Диплом 2 степени (ІІІ этапа республиканской олимпиады по учебному предмету «Иностранный язык (немецкий язык)»)

     Ведётся внеклассная работа по выявлению и развитию учащихся с повышенной мотивацией  к обучению. Содержание внеклассной работы способствует развитию творчества учащихся, поддержанию интереса к изучению иностранных языков, созданию эмоционально-положительной атмосферы сотрудничества, а также положительному психологическому взаимодействию ученика и учителя. Внеклассная деятельность осуществляется после уроков, а также в шестой школьный день.

Декада иностранного языка

     Ежегодно МО учителей иностранного языка принимает активное участие в проведении тематической декады. В этом году декада проходила под общей темой  «Пасхальные традиции в Великобритании» с  20.04 .2022   по  30.04. 2022 г. В целом декада прошла успешно. В проведение декады были вовлечены все параллели. Декада  помогла учителям поддержать интерес и мотивацию у детей к изучению иностранных  языков и играла большую роль в учебно-воспитательном процессе. Декада иностранных языков способствовала  развитию творчества обучающихся, создавала положительную атмосферу сотрудничества. Проведение декады направлено на положительное психологическое взаимодействие учителя и ученика.              Таким образом,    декада иностранного языка помогла  показать     уровень владения иностранным языком обучающихся, умение использовать полученные знания для решения поставленных задач, явилась ярким и интересным событием, в котором обучающиеся могли продемонстрировать свой творческий потенциал, свою  индивидуальность.

        В  2021/2022  учебном году Бондаренко И.А., Кузьмина О.А. и Молош Т.А. принимали участие в различных вебинарах для учителей английского языка.

     Постоянно ведётся подписка на периодические издания «Настаýнiцкая газета» с целью самообразования и профессионального роста.

     Методическое объединение учителей иностранного языка осуществляет определённую работу по решению задачи обучения учащихся практическому владению иностранным языком как средством межкультурного общения, позволяющего вступать в равноправный диалог с представителями других культур и традиций, участвовать в различных сферах и ситуациях межкультурной коммуникации, приобщаться к современным мировым процессам развития цивилизации.

     В течение  года членами методического объединения проводилась планомерная работа по внедрению различных форм индивидуализации и дифференциации обучения учащихся. Данный подход в обучении позволяет учитывать возможности и запросы каждого учащегося. Внедрение дифференцированного подхода позволяет учителям предвидеть затруднения, которые могут возникнуть у детей при усвоении нового материала, приспособить методы и формы работы к индивидуальным особенностям.

     В своей работе учителя используют информационно-коммуникативную технологию, технологию проблемного обучения, личностно-ориентированную технологию, проектную методику, игровой метод и др.

     На уроках учителя стараются применять здоровьесберегающие технологии: минутки отдыха, подвижные виды деятельности, физкультминутки и др.

     В урочной и внеурочной деятельности учителя используют фронтальные, парные, групповые и индивидуальные формы.

     Учителя принимают активное участие в работе МО. Вопросы, выносимые на заседания, помогают решать поставленные перед МО задачи. Реализация целей и задач МО осуществляется согласно требованиям государственных программ, ведётся на основе нормативно-правовых документов республиканского, областного, районного и школьного уровней.

     Все учителя МО работают по рабочим программам, соответствующим УМК с учётом перечня учебников, допущенных и рекомендованных МО РБ к использованию в образовательном процессе.

     На основании вышеизложенного учителям иностранного языка в 2022/2023 учебном году необходимо:

1. учителям иностранного языка

1.1. продолжить целенаправленную и систематическую работу по самообразованию;

1.2. с целью обеспечения качественного непрерывного повышения квалификации педагогических работников проходить повышение квалификации согласно графику;

1.3. продолжить работу по совершенствованию методики преподавания учебного предмета «Иностранный язык».

2. Заведующим кабинетами:

2.1. продолжить работу по укреплению материально-технической базы и учебно-методическому обеспечению.

3. Сороке С.Л., учителю-методисту:

3.1. продолжить распространение передового педагогического опыта через публикации в педагогических изданиях;

3.2. продолжить трансляцию педагогического опыта через проведение мастер-классов, вебинаров, семинаров-практикумов, уроков для взрослых.  

     В целом работу методического объединения учителей иностранного языка в 2021/2022 учебном году можно считать удовлетворительной.  

 

 

 

Руководитель МО учителей                                             И.А. Бондаренко

иностранного языка

ГУО «Средняя школа № 4 г. Ивацевичи»